Каждый владелец ноутбука сталкивался с такой проблемой, при которой устройство начинало сильно греться и при этом издавать странные звуки. Причина тому – загрязнение кулера. Ведь в процессе эксплуатации в ноутбук регулярно попадает грязь и пыль. В итоге вентилятор, призванный охлаждать «мозги» компьютера, загрязняется и порой даже перестаёт вращаться. Что же делать? Конечно же, смазать и почистить кулер ноутбука.
Зачем смазывать кулер?
В процессе работы компьютера вентиляторы постоянно испытывают механические нагрузки – кулер регулярно вращается. По мере выработки смазочных материалов внутри устройство начинает сильно шуметь.
Если шум ощущается постоянно, то это говорит о том, что пришло время для обслуживания устройства. Если этого не сделать, то подшипник износится и вентилятор придется менять.
Сколько кулеров может быть установлено
Прежде чем рассмотреть вопрос того, как смазать кулер в компьютере или ноутбуке, следует немного поговорить о том, что это такое, и для чего нужно. Кулер – это вентилятор. Его задача — обдувать определенные узлы системного блока и улучшать их охлаждение за счет более эффективного отвода тепла.
Количество кулеров может быть разным. В зависимости от сборки и самого девайса они варьируются числом от 1 до 3. Кулер на ноутбуке обычно один – он обдувает чипсет и выдувает воздух через решетку радиатора наружу. Это обусловлено размерами данной техники.
На заметку! Существуют модели, у которых вообще не предусмотрены вентиляторы, обычно это тонкие и компактные лэптопы, чьи процессоры имеют сниженное энергопотребление.
Настольный ПК в отличие от мобильного девайса не стеснен размерами, поэтому здесь можно поставить более производительное железо, которое выделяет больше тепла. Логичным образом для эффективного охлаждения требуется мощный кулер или несколько слабых на разных комплектующих. Обычно в системном блоке можно найти три вентилятора – на блоке питания, на ЦП и на видеокарте. Дополнительно порой устанавливают охлаждение на материнскую плату, жесткий диск или оперативную память, но специалисты считают это глупостью. Целесообразности в подобных действиях нет, так как функции кулера заключаются в отводе тепла от самых «горячих» узлов, а таковыми являются процессор, блок питания и видеокарта.
Подходящие препараты для обслуживания
Нужно знать, чем смазать кулер компьютера – далеко не все вещества одинаково полезны. Считается, что самым эффективным и лучшим средством будет обыкновенное масло. Естественно, не нужно использовать растительные и животные масла. Ведь если использовать подсолнечное, оливковое или сливочное, то кулер испортится – в процессе работы вал существенно нагревается. Кроме того, такая смазка для кулера компьютера не подходит еще и потому, что эти вещества усиленно собирают на себя грязь и пыль.
Самые рекомендуемые продукты для кулеров – это традиционные машинные синтетические или же полусинтетические моторные масла, которые используются для автомобилей, швейных машин и различных электрических приборов. Чем смазать кулер компьютера еще? Также в качестве смазки можно использовать специальные составы для подшипников. Отлично подходят и силиконовые материалы.
Как выбрать смазку для кулера ноутбука?
Первым делом необходимо понять, чем смазать кулер ноутбука. Подойдёт ли масло? Возможно. Но только ни в коем случае не растительное или животное! Конечно, на какое-то время и такое масло поможет вам избавиться от шума, но затем кулер просто выйдет из строя. Дело в том, что подсолнечное масло очень быстро высыхает, и к нему с удвоенной силой липнет всякая пыль и грязь.
Также нельзя смазывать кулер ноутбука солидолом, вазелином и прочими густыми жировыми смазками, которые центробежная сила выдавит и раскидает по всем внутренностям устройства. Может быть, спирт или гудрон? Нет, они и вовсе ухудшат работу вентилятора.
Тогда какая же смазка подойдёт для системы охлаждения ноутбука? Она должна отвечать нескольким требованиям:
- Иметь клейкую основу;
- Быть по консистенции достаточно густой, вязкой и лёгкой;
- Способной работать на высоких скоростях (кулер в среднем выдаёт около 4-5 тысяч об/мин);
- Выдерживать высокую температуру (как минимум, до 100 °С).
Учитывая всё сказанное выше, получается, что подходит несколько вариантов:
- Синтетическое автомобильное масло.
- Смазочное масло для швейных машин, электроинструментов, машинок для стрижки волос и пр.
- Силиконовая смазка, предназначенная для смазывания замков, петель, мини-редукторов и прочих бытовых приборов.
- Специальная смазка для кулеров (например, Molykote Omnigliss).
Можно ли смазать кулер на процессоре ноутбука WD-40? Мы бы всё-таки не рекомендовали. Конечно, на какое-то время вентилятор перестанет шуметь, но WD-40 может повредить другие внутренние элементы. К тому же, это средство довольно неприятно пахнет. Да и не стоит забывать, что WD-40 можно смазать ту же дверную петлю, которая не вращается с такой огромной скоростью, как кулер.
WD-40
Не рекомендуется в качестве смазки для кулера компьютера выбирать те составы, которые со временем становятся густыми – это различные солидолы, литолы, графитовые смазки.
WD-40 также не подойдет – данный материал, наоборот, смоет оставшееся масло. Это средство предназначено для обработки изделий, которые если и двигаются, то не очень интенсивно. WD-40 идеально подойдет для обработки петель в дверях, но не для компьютерного вентилятора – он работает на высоких оборотах, причем постоянно. Использование данного средства существенно снизит ресурс и срок службы кулера. Не стоит его применять — будет только хуже. Но как тогда быть? Есть еще ряд продуктов, которые можно применять для кулера компьютера.
Графитовая смазка
На многочисленных компьютерных форумах советуют, как выбрать масло для смазки кулера. В числе рекомендуемых присутствуют графитовые пластичные смазочные материалы. Но профессионалы по поводу этого препарата имеют другое мнение. Графитовая смазка не облегчит работу прибора, а только усугубит ситуацию. По причине высокого содержания графита смазка отлично проводит электричество и может стать причиной короткого замыкания, что может быть чревато поломкой компьютера. Кроме того, состав более актуален для ступиц и ШРУСов в автомобиле – он эффективнее в нагруженных механизмах, работающих на умеренных оборотах.
Вентилятор в компьютере работает на высоких оборотах. Даже самый простой и миниатюрный прибор, охлаждающий слабые процессоры от Intel или AMD, вращается на оборотах около 1500 в минуту. Скорость вращения более мощных устройств может доходить до 4 тысяч в минуту.
Поэтому прежде чем смазать кулер компьютера продуктом с содержанием графита, стоит тщательно подумать. Можно нанести больше вреда, чем принести пользы. Графитовые смазочные материалы станут причиной снижения оборотов кулера, будут способствовать интенсивному износу подшипников в механизме, а также повлекут за собой перегрев.
Хорошая смазка для кулера – какая она?
Литол? Солидол? Машинное масло? А подсолнечным тоже можно? А сливочным? А вазелином? Погуляв по интернетам и почитав советы бывалых, вы, скорее всего, запутаетесь еще больше, поскольку информации на эту тему много и она противоречивая.
На самом же деле хорошая смазка для кулера ПК – это средство с набором определенных свойств. Итак, она должна быть:
- В меру жидкой и в меру вязкой, чтобы образовывать между трущимися поверхностями масляный клин, который будет препятствовать их контакту. Вентиляторы ПК вращаются на высоких оборотах, поэтому им не подойдет ни слишком жидкая, ни слишком густая смазка. Первая не обеспечит достаточного разделения трущихся деталей, вторая будет оказывать сопротивление вращению, а вследствие него – нагреваться, окисляться и терять рабочие свойства.
- Способной к сохранению консистенции при температуре от 0°C до 80-200°C, не испаряться, не разделяться на фракции, не густеть, не разжижаться, не пениться.
- Способной к проникновению и заполнению самых узких зазоров и полостей внутри вентилятора. С учетом того, что среди кулеров современных ноутбуков встречаются очень компактные модели.
- Химически инертной, чтобы не вызывать коррозии и деформации пластмассовых, металлических и резиновых деталей.
- С хорошими пластическими и адгезивными свойствами, чтобы обволакивать поверхности и не вытекать из вентилятора, если он негерметичен.
- Способной к образованию устойчивой пленки в месте нанесения, которая обеспечивает антифрикционную защиту трущихся элементов во время набора скорости вентилятора, пока не сформировался масляный клин, а также при остановке.
- Устойчивой к образованию комочков при попадании в нее твердых взвешенных частиц из воздуха.
- Расфасованной во флаконы с застроенным носиком или шприцы. Такие емкости обеспечивают аккуратное введение смазки в вентилятор.
Кроме того, выбор смазки для компьютерного вентилятора зависит от типа его подшипника. 90% кулеров ПК оборудованы подшипниками скольжения, качения или тем и другим вместе (комбинированный подшипник). Подшипники гидродинамического типа (усовершенствованные подшипники скольжения), которые можно встретить в отдельных моделях дорогостоящих кулеров, герметичны и в смазывании не нуждаются, поэтому их рассматривать не будем.
Это интересно: Что делать, если не открывается привод?
Подшипник качения (первый на рисунке выше) состоит из двух колец различного диаметра, вставленных одно в другое. Между кольцами размещены тела качения, например, шарики, цилиндры или ролики, и сепаратор – элемент, который разделяет и удерживает тела качения на месте. Во внутреннее кольцо плотно вставляется вал крыльчатки вентилятора – эти две детали вращаются вместе. Смазка заполняет полости между телами качения, сепаратором и поверхностью колец.
Зазор между трущимися деталями в подшипнике качения имеет неравномерную ширину. В местах самого плотного контакта он равен нескольким микронам, поэтому масляный клин в нем не образуется. Для кулеров на подшипниках этого типа нужна смазка с высокими проникающими и пластическими свойствами, чтобы масляная пленка сохраняла устойчивость.
Подшипник скольжения (второй на рисунке выше) представляет собой полый цилиндр, куда помещается вал крыльчатки вентилятора. Между валом и стенками цилиндра, покрытого материалом с антифрикционными (препятствующими трению) свойствами, находится зазор, который заполняется смазкой.
К сожалению, ни моторные, ни тем более пищевые масла, ни вазелин, ни литол, ни солидол не обладают полным набором перечисленных свойств, а поэтому для смазывания вентиляторов ПК не годятся. Для таких узлов выпускаются смазки на основе силикона и синтетических масел, лучшие из которых мы рассмотрим ниже.
Что нужно знать про компьютерный кулер?
Большинство системных блоков имеют несколько вентиляторов – чаще всего их три и более. Они необходимы для охлаждения блока питания, процессора на материнской плате и видеопроцессора на видеокарте. Все эти кулеры очень важны для стабильной работы компьютера. Достаточно выхода из строя хотя бы одного вентилятора, чтобы начались серьезные проблемы.
Для чего же нужна периодическая дополнительная смазка? Все дело в том, что компьютерный вентилятор имеет определенные конструктивные особенности. Так, прибор вращается за счет подшипников качения либо скольжения. Они имеют специальный вал. Последний крутится внутри специальной втулки со смазкой, благодаря которой создается пленка.
Постепенно в процессе эксплуатации компьютера смазка стареет, испаряется, в ней собирается пыль и грязь. Все это ведет к тому, что детали из металла больше не работают в масляной пленке, а начинают работать непосредственно «металлом об металл». Это влечет за собой не только шум, но и снижение оборотов. Иногда старый редко обслуживаемый кулер не крутится вовсе. Из-за этого сгорает процессор.
Как смазать кулер
Современные компьютеры в большинстве оснащаются сразу несколькими кулерами. Один устанавливается в блок питания, второй имеется у центрального процессора, третий может оказывать поддержку, охлаждая видеокарту. Если брать во внимание стационарные компьютеры, то корпус может иметь дополнительные вентиляторы для охлаждения, что как минимум благоприятно сказывается на внутренней температурной среде.
Кулер ноутбука
Обычно компьютерным кулерам редко требуется смазка, так как достаточно поддерживать их нормальное состояние и удалять пыль, стараться не допускать сильного засора. А если кулер начинает сильно вибрировать и шуметь, о необходимо его смазать или полностью заменить, так как ни к чему хорошему это не приведет. Но изначально следует найти источник проблемы.
Если слышится посторонний звук в работе компьютера, то непременно следует проверить все кулеры. Для этого необходимо аккуратно каждый кулер притормозить пальцем в центре лопастей. Ни в коем случае нельзя браться за сами лопасти, так как можно поранить руку. Таким образом можно вычислить с каким кулером наблюдаются проблемы.
Обратите внимание, что далеко не все кулеры имеют одинаковое строение и крепления. Порой снять кулер просто, а иногда уже придется обращаться к дополнительным инструкциям по разбору. Может быть и такая ситуация, что кулер невозможно снять, только при полном разборе и отключении.
ВАЖНО! Если вы планируете кулер или снимать его, старайтесь это делать при полном отключенном питании, так как есть опасность получения удара тока.
Как только вопросы с кулером решены, можно приступать к поиску подшипника. Сделать это несложно, достаточно поначалу отклеить специальную наклейку. Обычно она располагается со стороны проводов подключения. Делайте это аккуратно и не повредите как сами провода, так и слой специального клея в них.
Некоторые модели кулером имеют специальную резиновую пробку. Ее необходимо аккуратно снять, для этого понадобится шило или любой другой маленький колющий предмет. Аналогичные действия нужно провести с шайбой, которая держит лопасти. Только не торопитесь в процессе, так как шайба обладает повышенной хрупкостью и любое неосторожное действие может привести к поломке. После шайбы остается снять резиновое кольцо с вала.
Перед тем, как начинать наносить смазку, первым делом следует убрать грязь и пыль с поверхности. Лучше воспользоваться специальным очистителем или спиртом. Крайне не рекомендуется применять ацетон и прочие химические вещества с агрессивным составом. Дело в том, что столь сильные химические активности могут повредить резиновые и пластмассовые элементы.
После испарения всех веществ, следует расположить крыльчатку на ровной поверхности и нанести на основание небольшую дозу смазки (буквально каплю). Затем следует прокрутить кулер и проверить, нормально ли он крутится по инерции. Если все хорошо, то достаточно переходить к сборке кулера.
Остается только протереть поверхность кулера очистителем и можно завершать сборку. Если наклейка не держится, можете в качестве альтернативы использовать небольшой слой скотча.
ВАЖНО! Если после смазывания кулера он продолжает шуметь, то это означает его поломку, поэтому следует задуматься о замене кулера.
Как очистить кулер процессора на ПК
Чтобы вентилятор не издавал шумов, а элементы компьютера не нагревались, нужно периодически проводить профилактическое обслуживание. Для очистки и смазки компьютерных вентиляторов используется специальная эффективная схема.
Первым делом нужно разобрать системный блок компьютера – это нужно, чтобы обеспечить доступ к вентиляторам. Чаще всего начинают с процессорного вентилятора – его снять проще всего. Он находится на самом видном месте. Для того чтобы его снять, нужна отвертка.
Вместе с кулером снимают и радиатор. Каждый элемент отсоединяется друг от друга, затем тщательно очищается от пыли и грязи. Удобнее и быстрее применить для очистки пылесос. Затем с помощью ватной палочки, которая предварительно смочена в спиртосодержащем растворе, следует еще раз очистить кулер и радиатор. В последнем очищают все ребра.
Места, где вентилятор соприкасается с процессором, рекомендуется тщательно и равномерно обработать термопастой. Лучше приобрести состав подороже. Старая сухая термопаста легко убирается при помощи ацетона или спиртосодержащих средств.
Далее все собирают в обратном порядке, но не стоит спешить устанавливать кулер на его законное место. Нужно еще смазать прибор. Ниже мы рассмотрим, как правильно смазывать кулеры на компьютере. Это легко произвести своими руками.
Лучшие смазочные материалы для компьютерных кулеров
Смазки Molykote
Molykote Omnigliss – дисперсия твердых смазок в минеральном масле с антифрикционными добавками и ингибиторами коррозии. Это продукт с превосходными проникающими свойствами, способный заполнять мельчайшие зазоры между деталями с образованием тонкой и очень скользкой масляной пленки. Он оптимально подходит для вентиляторов ПК на подшипниках скольжения.
Смазка Molykote Omnigliss работает в диапазоне температур от -30°C до 80°C, не боится влаги и пыли. Входящие в ее состав стабилизаторы препятствуют склеиванию твердых частиц (пылинок) и образованию сгустков.
Molykote G-4700 – синтетическая пластичная смазка для скоростных высоконагруженных соединений с высокими антикоррозионными свойствами. Хорошо подходит для вентиляторов на подшипниках качения и скольжения.
Продукт имеет расширенный диапазон рабочих температур – от -40°C до 177°C, сохраняет консистенцию во влажной и запыленной среде и препятствует образованию пылевых сгустков. Разового смазывания вентилятора ПК маслом Molykote G-4700 хватает на несколько лет активного использования.
Molykote G-4500 FM – синтетическая пластичная смазка для высокоскоростных вращающихся деталей, включая подшипники скольжения и качения. Продукт очень близок по характеристикам к Molykote G-4700 и отличается от него лишь возможностью использования в узлах, контактирующих с пищевыми продуктами. Хотя для пользователей ПК это не имеет значения.
Смазки EFELE
EFELE SG-391 – синтетическая пластичная смазка с высокими антикоррозионными свойствами, совместимая с различными видами пластмасс, эластомеров и металлов. Продукт сохраняет рабочие качества в диапазоне температур от -40°C до 160°C и пригоден для использования во влажной и запыленной среде.
Это интересно: Как выбрать роутер для дома?
Смазка EFELE SG-391 подходит для подшипников как скольжения, так и качения и рассчитана на долговременное использование. Вентилятор компьютера, смазанный EFELE SG-391, не потребует повторной обработки несколько лет.
EFELE SG-394 – термостойкая синтетическая пластичная смазка с высокими антикоррозионными свойствами, предназначенная для высоконагруженных скоростных соединений. Средство пригодно для смазывания подшипников скольжения и качения, работает в условиях агрессивных химических сред, не боится пыли и влаги.
Продукт рассчитан на длительное применение. Кулер, обработанный EFELE SG-394, избавит вас от шума на 1-3 года.
Смазки Steel CGC SPO
Steel CGC SPO-1 – химически инертное синтетическое масло, предназначенное для смазывания компьютерных вентиляторов. Диапазон его рабочих температур – от -20°C до 200°C. Масло имеет хорошие антикоррозионные свойства, пригодно к использованию в запыленной среде и совместимо с подшипниками любого типа.
Steel CGC SPO-1, как и другие продукты этой линейки, продается в 2-граммовых шприцах. Поэтому, в отличие от смазок EFELE SG и Molykote, расфасованных в 200-граммовые аэрозольные баллоны, обходится покупателям очень недорого.
Steel CGC SPO-2 – текучая силиконовая смазка для компьютерных вентиляторов на подшипниках скольжения и качения. Она образует в месте нанесения исключительно гладкую и устойчивую пленку толщиной несколько микрон, поэтому подходит для смазывания деталей, прилегающих друг к другу очень плотно.
Продукт химически инертен и не теряет своих свойств при сильном нагреве. Диапазон его рабочих температур составляет от -30°C до 300°C.
Steel CGC SPO-3 – восстанавливающая композитная смазка на основе синтетического масла. Предназначена для смазывания вентиляторов на подшипниках скольжения и качения. За счет того, что в ее состав входят твердые алмазные частицы (искусственные наноалмазы), она, по заявлению производителя, способна восстанавливать поврежденные трением элементы деталей и продлять срок эксплуатации вентиляторов.
Смазка Steel CGC SPO-3 сохраняет свои качества при температурах от -30°C до 300°C и может использоваться в сильно запыленной среде.
Смазка
На кулере имеется наклейка – обычно она располагается с обратной стороны крыльчатки в центре. Обычно под наклейкой имеется механизм. Иногда, чтобы получить доступ к втулке и оси, нужно вынуть резиновую заглушку.
Под резинкой находится втулка и ось. При помощи ватной палочки или зубочистки ось тщательно очищают – нужно удалить старую смазку. Очистить следует ее полностью. Затем приступают непосредственно к самому процессу смазки, подготавливают препарат для нанесения состава. На ось наносят немного смазывающей жидкости. В использовании большого объема смазки необходимости нет. После установки резиновой заглушки лишняя часть продуктов будет удалена. Чрезмерная смазка может испачкать корпус. Тогда могут возникнуть трудности с возвращением назад наклейки.
Далее пробку возвращают назад. При этом важно наблюдать, чтобы смазка не вышла из-под нее. Затем кулер протирают, и клеят наклейку. Если она очень сильно изношена, то ее меняют на скотч. Но кусочек нужно вырезать строго по размеру, иначе затем скотч будет шелестеть.
Смазка подшипников скольжения компьютерных вентиляторов
Выделим основные требования, которым должен удовлетворять смазочный материал для подшипников скольжения вентиляторов.
- Материал, обладая оптимальной для данных условий вязкостью базового масла, должен обеспечивать заданный производителем режим трения. Подшипники скольжения работают при достаточно высоких частотах вращения и рассчитаны на работу в режиме гидродинамической смазки. В этом режиме разделение поверхностей трения происходит за счет образования масляного клина при их относительном движении. Поэтому для подшипников скольжения эффективны только жидкие смазочные материалы требуемой вязкости. Недостаточно вязкий смазочный материал не обеспечит разделения поверхностей, слишком густой – приведет к повышенным потерям на внутреннее трение в смазочном слое, нагреву, окислению и потере устойчивости масляного клина.
- Несмотря на то, что правильно смазанный подшипник скольжения большую часть времени работает в режиме гидродинамической смазки, в моменты пуска, набора скорости и останова он кратковременно функционирует в граничном режиме. При таком режиме масляный клин отсутствует, и поверхности трения разделены только тонким смазочным слоем, на некоторых участках контакта соприкасаясь вершинами микронеровностей поверхностей. Именно на периоды граничной смазки приходится наиболее интенсивное изнашивание подшипника, поэтому смазочный материал должен эффективно работать и в этом режиме, образуя устойчивую к нагрузкам граничную пленку. Этим требованиям отвечают дисперсии, которые получают введением в масла твердых антифрикционных наполнителей (тефлона, графита, дисульфида молибдена).
- Смазочный материал должен надежно функционировать в заданном интервале рабочих температур, не окисляясь, не испаряясь и обеспечивая долговременную смазку. В случае перегрева или иной ситуации, приводящей к масляному голоданию, смазочный материал должен обеспечить временную защиту подшипника от катастрофического изнашивания. Эффект аварийной смазки обеспечивают твердые антифрикционные наполнители в составе смазочной композиции.
- Материал не должен вызывать набухания или усадки пластиковых и резиновых деталей. Кроме того, он не должен содержать химически активных присадок, вызывающих коррозию антифрикционных сплавов на основе цветных металлов. Именно по этой причине для эффективной работы компьютерных вентиляторов нельзя применять большинство моторных, трансмиссионных и индустриальных масел.
- Применяемый смазочный материал должен обладать высокими проникающими свойствами. Только в этом случае он проникнет в узкий зазор между валом вентилятора и втулкой подшипника и полностью покроет трущиеся поверхности. Для смазывания подшипников скольжения удобно применять смазочный материал в аэрозольной упаковке с насадкой в виде трубочки. Система смазки большинства вентиляторов с подшипниками скольжения предполагает наличие небольшого отверстия, закрытого резиновой крышечкой или заклеенного пленкой (в недорогих моделях). Для доступа к паре трения при смазывании необходимо аккуратно извлечь крышечку или снять пленку, не повредив ее.
- Если смазочный материал не будет надежно удерживаться в подшипнике, то его высокие антифрикционные свойства не смогут полностью раскрыть свой потенциал. Большинство конструкций вентиляторов не отличаются хорошей герметичностью подшипниковых узлов и не имеют резервуаров для подпитки. В результате утечек обычные масла быстро покидают зону трения. Это является самой распространенной причиной частого повторного смазывания кулера. Постоянно повторяющиеся монтаж и демонтаж уплотнительных элементов также отрицательно влияют на надежность и ресурс узла. Смазочный материал для подшипников в данном случае должен обладать высокой адгезией (прилипанием), эффективно удерживаясь и не покидая зону трения как в процессе вращения, так и во время покоя.
Универсальная смазка EFELE UNI — M от разработана с учетом всех перечисленных требований и уже имеет богатый опыт успешных применений.
Смазка для кулеров EFELE UNI-M, обладая оптимальной для большинства подшипников скольжения вязкостью базового масла, обеспечивает образование устойчивого масляного клина.
Вентиляторы системного блока прокачивают через его внутреннее пространство большое количество воздуха для охлаждения. По этой причине внутри оседает и накапливается много пыли. Это подтвердят все, кто когда-либо открывал крышку системного блока. Пыль легко проникает внутрь подшипникового узла и смешивается со смазкой кулера, образуя сгустки слипшихся частиц. Это негативно влияет на свойства смазочного материала и условия трения, может привести к увеличению интенсивности изнашивания и шума.
В составе дисперсии EFELE UNI-M имеются специальные стабилизаторы, препятствующие слипанию твердых частиц и минимизирующие негативное влияние пыли.
Благодаря наличию в составе EFELE UNI-M растворителей, смазка без труда проникает в зону трения, при этом происходит удаление старого смазочного материала.
